•  дизайн проект
 •  дизайн интерьера
 •  декорирование
 
 
Дизайн проект
Дизайн интерьеров

дизайн проект   •  дизайн интерьеров  •  авторский надзор

 Дизайн студия  • ART-PRO.RU  •   тел.(495) 505-20-17   artpro3@gpsmail.ru   
Услуги:
Статьи и обзоры
   Дизайн проектирование
   Авторский надзор
   Наши работы
   Перепланировка
   Дизайн интерьера
   Цены
   Дизайн квартир
   Дизайн коттеджей
   Партнерам
   Предварительный заказ
   Контакты
Разное:
   Деревянные дома
   Система "Умный дом"
   Домашний кинотеатр
   Ландшафтный дизайн
   Изготовление лестниц
   Премия Серебряная Ариадна
   Вакансии

Перепланировка

Количество необходимых согласований, документов и чертежей зависит от сложности перепланировки квартиры ...  >>

Дизайн интерьера

Примеры разработанных нами дизайн-проектов жилых и корпоративных интерьеров Вы можете увидеть на этих страницах...  >>

Деревянные дома

Интерьеры деревянных домов, выполненные по индивидуальным дизайн-проектам ...  >>

Дизайн квартир

Интерьеры квартир и коттеджей, разработанные дизайн-студией Art-pro.ru ...   >>


Интерьер деревянного дома


Из письма электронной почты:

Строим загородный бревенчатый дом. Просмотрели множество иллюстрированных книг и журналов (в основном – зарубежных) об интерьере деревянного дома. Повсюду одно и то же: охотничьи домики, на стене – оленья голова с рогами, на веранде – плетеная мебель. Самое ужасное, что все это выглядит как-то совсем не по-русски…

На примере дизайн-проекта деревянного коттеджа письмо комментирует московский архитектор, дизайнер интерьера Александр Тетерин, арт-директор дизайн-студии Арт-Проект (www.art-pro.ru).


Фотографии предоставлены дизайн-студией Арт-Проект.


Деревянный коттедж в России – это несколько больше, чем обычный западный коттедж для жилья. Конечно, и в России владельцы жилья делятся на любителей каменной недвижимости и приверженцев деревянного зодчества. Но, помимо любви к природным и экологически чистым материалам, есть еще и более серьезная причина, по которой владелец земельного участка может сделать выбор в пользу деревянного сруба. Если участок находится в природоохранительной зоне, на берегу, скажем, Истринского водохранилища – то возводить на нем объект недвижимости закон запрещает.

Дизайн-проект деревянного коттеджа

Российские чиновники – при соответствующих условиях – легко обходят эту проблему, разрешая в природоохранной зоне строительство временного жилья, к которому и будут приравнены трехэтажные бревенчатые коттеджи.

Характерные методы европейского и американского (канадского) бревенчатого строительства сильно расходятся с традициями русского деревянного зодчества, причем – в негативную сторону. Особенности внешней архитектурной конструкции коттеджа естественным образом серьезно и акцентированно влияют на внутренне убранство дома и интерьер.

Из профессиональных приемов, используемых западными строителями и архитекторами, можно выделить несколько, встречающихся наиболее часто.

Для русского бревенчатого дома, предназначенного для жилья в холодных климатических условиях, используются массивные толстые бревна. При строительстве сруба продольный паз, выбираемый в вышележащем бревне для плотной укладки его на нижележащий венец, делается очень широким, поскольку именно его ширина определяет минимальную толщину стен. В зимне время, если паз узкий, жилое пространство будет отделяться от уличного мороза всего несколькими сантиметрами деревянной стены, что приведет к неоправданно большим потерям тепла. Другими словами, при строительстве дома в России не следует экономить на толщине стен.

При строительстве сруба в паз укладывается герметизирующий материал, препятствующий проникновению в щели снаружи холодного воздуха.

В России традиционно для этих целей использовался болотный длинноволокнистый мох–сфагнум, или просмоленная пакля. Мох – лучший природный материал. Экологически безопасен и, более того, обладает антисептическими свойствами. Пакля (это остатки переработки льна, грубые растительные волокна) пропитывается смолой для предотвращения естественного гниения в условиях дождливого климата. Деревянный сруб, строившийся на века, хорошо противостоит климатическим воздействиям, и дом, хорошо сохранившись, может спокойно простоять лет двести и более. Сейчас в промышленном строительстве применяют войлок (материал, из которого делают валенки). Он менее долговечен, чем мох и пакля.

Американский метод строительства допускает укладку бревен в сруб с минимальной вырубкой или, вообще, без вырубки угловых чашек и продольных пазов. Бревна просто укладываются друг на друга, а щели между ними (высотой в бревно или полбревна) замазываются глиной. Кроме того, западные архитекторы из «эстетических» соображений часто используют, намеренно декоративно выпячивая в интерьере, сучковатые кривые бревна с каповыми утолщениями (наростами на стволах) и дуплами.

За такую работу – рубку стен без пазов, и кривые бревна –рачительный русский хозяин просто не выплатит денег строителям. Оно и понятно. Дом, выстроенный таким образом, оказывается в русских условиях недолговечным и функционально мало пригодным для жилья.

Между тем, начинающие русские дизайнеры, особенно воспитанные в городских условиях (деревенских дизайнеров у нас нет) могут посоветовать вам применить в интерьере подобные западные изыски.

Одно время на рынке России получил широкое распространние метод укладки сруба из оцилиндрованных бревен с профилированным пазом, выполненным по технологии «Honka». В верхнем бревне венца делается снизу продольный паз (почти прямоугольного поперечного сечения), а в нижнем бревне – по всей длине соответствующий выступ. Но сейчас почти все собственники таких домов отмечают ряд весьма неприятных особенностей, проявивших себя в процессе эксплуатации.

Первая из них – продольное растрескивание бревен от паза к сердцевине бревна, очень хорошо заметное с торцов бревен. Объясняется это разрывающим усилием, возникающим в пазу при усадке бревен. Среднестатистически, таким образом растрескивается одиннадцать бревен из дюжины. Подобное явление чревато проникновением сырости и холодного воздуха с улицы в помещения дома. Строители пытались бороться с этим явлением, делая вместо будущей щели умышленный неглубокий пропил снизу вдоль бревна. Потом от этого отказались, поскольку так и так щель в бревне приходится заделывать герметиком.

Вторая, самая важная, неприятная особенность эксплуатации домов, сделанных в России по технологии «Honka», заключается в том, что из-за наличия профилированного паза при усадке дома почти всеми бревнами образуются широкие щели, которые практически невозможно устранить традиционными методами.

Объясняется это тем, что профилированный паз нельзя применять на влажном дереве. Например, в Финляндии перед строительством дома все бревна проходят этап обязательной технологической сушки. Но в российской действительности бревно всегда высушивается в уже готовом срубе. Не многие строительные фирмы могут позволить себе в течении 2-3 лет сушить строевые бревна на складе, чтобы потом строить из них качественные дома.

При усадке дома бревно скручивается вдоль продольной оси, концы бревна в срубе расходятся в разные стороны в горизонтальной плоскости, и верхнее бревно встает немного поперек продольного выступа в нижнем бревне, опираясь на него кромками паза. Получается щель – как раз на высоту профилированного выступа. Загнать все бревна обратно в пазы уже не получается даже с использованием мощных стягивающих домкратов.

В традиционной русской технологии рубки бревенчатого дома такого явления нет. В поперечном сечении паз повторяет круглую форму нижнего бревна, и бревно при усадке может спокойно скользить вдоль этой окружности. Концы бревна могут сместиться в противоположные стороны без образования щели между верхним и нижним бревном. В самом плохом случае – если бревно очень сильно «повело» - образуется щель только с одной стороны бревна, которая обычно легко устраняется ударом кувалды или «колобахера» - большого деревянного молотка, сделанного из короткого отрезка бревна.

По этим причинам российский потребитель начинает отказываться от срубов с профилированным пазом. Все чаще строят добротные дома, выполненные по-русски – из неоцилиндрованного бревна и с традиционным круглым пазом.

Еще одной важной особенностью западной коттеджной архитектуры являются пологие скаты крыш. Российские дома строятся с более крутыми скатами кровли. Наклон кровли русского дома должен быть чуть меньше 45 градусов. Дом с более острой крышей (если это не шатровая крыша башни) выглядит, особенно издалека, маленьким, игрушечным и не солидным.

Острый наклон кровли применяется для того, чтобы настоящей русской зимой с обильными снегопадами снег с крыш скатывался бы вниз под собственной тяжестью (либо от небольшого усилия при чистке крыши вручную). В противном случае, многотонный сугроб на пологой крыше дома может просто проломить (продавить) вашу кровлю. Крышам западных коттеджей в более теплом климате не грозят мощные снегопады, и на плоскости крыш, напротив, устанавливают специальные выступы для удержания снега. Вы можете увидеть такие выступы в проспектах иностранных фирм, рекламирующих в России различные кровельные покрытия. Выступы делаются в целях борьбы с сосульками – снег, равномерно укрывающий кровлю, быстро тает прямо на крыше, не перекрывая водосточный желоб.

Крыша дома покоится на стропильных конструкциях. Западные архитекторы при устройстве стропил устанавливают их по типу металлических ферм, которые применяются в железобетонном строительстве – крыша подпирается множеством тонких вертикальных и диагональных стоек, которые скрепляются металлическими стяжками на болтах. (Точно также крыши на все случаи жизни проектируют и наши профессиональные архитекторы – выпускники строительных и архитектурных вузов. В советские времена приемы традиционного русского деревянного зодчества в институтах не преподавались). Делается это, прежде всего, из соображений экономии. Такая конструкция требует минимум дорогостоящего деревянного материала – толстые и прочные бревна стропил могут быть заменены дешевыми досками или тонкими деревянными брусочками. Именно такие конструкции часто видны под потолком на интерьерных изображениях западных коттеджных строений.

В интерьере настоящего русского дома не должны быть использованы дощатые несущие балки или стропила – бревна должны быть массивными, брус – сечением не менее 15х15 см. Крыша обычно опирается на рубленые фронтоны и внутренние бревенчатые стены дома. В пересечениях горизонтальных балок (там, где несущее бревно ослаблено вырубкой поперечной чаши) бревна дублируются, утраиваются или опираются на специально выступающие из стен концы нижележащих бревен.

При строительстве европейских и американских коттеджей в архитектурной организации пространства часто применяется второй свет – над помещениями первого этажа не делается перекрытие, и крышей для них является потолок второго этажа и т.п. Высокие потолки и уходящие вверх стены, безусловно, дают огромный выигрыш в визуальном восприятии интерьера. Но в условиях русской зимы поэтажная планировка дома имеет болшое значение для создания в помещениях определенного температурного режима. Скажем, трех этажный русский дом-терем обычно имеет центральную лестницу, которая насквозь пронизывает помещения всех трех этажей. Лестничная клетка при этом служит своеобразным воздушным колодцем, по которому, как по печной трубе, поднимается кверху холодный воздух с первого этажа.

Современный деревянный коттедж имеет, как правило, хорошую систему отопления, которая, помимо дровяных печей и каминов, предусматривает радиаторы отопления, теплые полы и систему кондиционирования ( с подачей с улицы свежего воздуха и обогревом). Мощности нагревательных приборов, теоретически рассчитанной от общей площади помещений, вполне хватает для обогрева всего коттеджа. Но помещения не всегда прогреваются достаточно равномерно. Теплый воздух поднимается вверх и на третьем этаже становится жарко, в то время как на первом этаже можно спокойно ходить в теплом свитере. Положение тогда спасают плотно закрытые двери и работающие в комнатах верхнего этажа кондиционеры. Вот почему высокие потолки и второй свет, так характерные для западных коттеджей и средиземноморских вилл, в наших условиях следует применять крайне осторожно. В настоящей русской избе потолок был не слишком высок, а дверные проемы (особенно входная дверь) устраивались с высоким порогом и низкой притолокой – два-три венца от потолка. Высокий порог при открывании двери служил своеобразным барьером на пути холодного воздуха из сеней в избу, а низкая притолока препятствовала потоку теплого воздуха (скапливающегося под потолком) из избы в сени.


* * *


Описываемый нами загородный коттедж представляет собой двухэтажный бревенчатый дом, срубленный из оцилиндрованных бревен. Дом стоит на краю лесного массива, общая жилая площадь дома - примерно триста метров.

Небольшая площадь не позволила разместить в доме такие подсобные помещения как гараж, кладовые и котельную. Котельная соединена с домом подземной теплотрассой. Все эти хозяйственные помещения вынесены в отдельное, примыкающее к ограде участка строение.

В помещениях первого этажа с высотой потолков 3 метра расположены гостиная, кухня, столовая, санузлы и подсобные помещения.

В единое пространство гостиной объединены несколько функциональных зон – диванная зона, обеспечивающая комфортные условия для отдыха и просмотра телевизора, зона отдыха с камином и уютными полукреслами, и – рядом с выходом на открытую террасу - обеденная зона с широким столом для торжественных застолий.

Дизайн-проект деревянного коттеджа

Мягкая мебель с обивкой светлых тонов и глубокий насыщенно-синий цвет занавесок оттеняют естественную текстуру бревенчатых стен, задавая светлую и темную границу общей интенсивности колористического решения интерьера. Одновременно с этим глубокий синий цвет зрительно раздвигает пространство интерьера – имитируя отдаленность задрапированых углов комнаты.

Справа от входа в гостиную устроен камин. Благодаря вертикальному исполнению и скромной цветовой гамме естественных природных материалов, камин и место отдыха перед камином не выделяются в интерьере гостиной обособленной функциональной зоной.

Дизайн-проект деревянного коттеджа

Для каминной полки выбран естественный природный камень – итальянский розовый мрамор. Пол перед камином выложен металлизированной керамической плиткой (имитация листового железа).

Телевизионная панель установлена на специальной подставке прозрачного стекла.

Дизайн-проект деревянного коттеджа

Такое расположение домашнего кинотеатра, по замыслу дизайнера, не должно отгораживать и заслонять собой один из ведущих элементов интерьера – центральную лестницу на второй этаж.

Лестница выполнена в общей стилистике архитектурного решения коттеджа (таким же образом выполнены конструкции всех крылец дома) – сдержанный геометрический рисунок ограждения перил и спокойные оттенки нетонированного дерева. Деревянные конструкции выполнены из массива серого ясеня – при этом материал тщательно, доска к доске - подобран по цветовому оттенку.

Мебель кухни и столовой выполнена по специальному заказу с фасадами из розового дерева с высокоглянцевым лаковым покрытием. Дерево имеет ярко выраженную широкими диагональными полосами свилеватость волокна. От этого, даже при незначительном изменении угла освещения, фасады кухни интересно играют бликами и переливаются на свету.

Дизайн-проект деревянного коттеджа

Розовое дерево для изготовления кухни было отобрано по сортности с продольными полосами более темного оттенка (чередование светло-розового и темного). При взгляде издалека кухня производит впечатление провинциальной деревенской мебели, сколоченной из отдельных дощечек, благодаря чему кухня органично вписывается в интерьер бревенчатых стен. Высокий художественный стиль такой мебели обнаруживается только при ближайшем, более тщательном рассмотрении.

Дизайн-проект деревянного коттеджа

Полы жилых этажей выполнены из паркетной доски (массив мербау) благородного темного оттенка. Для создания единого, не ограниченного ничем пространства интерьера, настил паркета в комнатах первого этажа выполнен палубной укладкой в одном направлении без порогов и разъединительных вставок между комнатами.

Потолок комнат обшит липовой доской (липа класса экстра – самая светлая и без единого сучка), которая даже под лаком выглядит значительно светлее сосны, что визуально производит эффект чуть более приподнятого потолка – соответственно, интерьер как бы получает дополнительный пространственный объем. Главные помещения второго этажа – детская, родительская спальня с просторной ванной комнатой, кабинет-библиотека и комнаты для гостей.

Интерьер деревянного дома

На втором этаже расположены и дополнительные жилые комнаты. Угловые комнаты с выходом на балкон. Балконы и крытые террасы становятся местом отдыха и душевного единения с природой, таким образом являясь органическим дополнением жизненного пространства.

Интерьер деревянного дома

Весь интерьер дома – от венцов деревянных стен до аксессуаров и меблировки – выдержан в традициях русского деревянного зодчества, в национальной стилистике русской деревянной усадьбы.


* * *


Александр Тетерин





    
©   2017   дизайн-студия Art-Pro.ru